Аккредитация

Критерии аккредитации практических психологов в РК 

(дополненная и доработанная версия)

Что конкретно подразумевается под аккредитацией? Термин «аккредитация» предполагает общественное признание и доступ к определённому виду деятельности. Во всём мире часто практикуется именно общественное признание (хотя аккредитация может быть и на государственном уровне) как независимое позитивное заключение в пользу аккредитованной деятельности от группы экспертов – настоящих профессионалов в своей области. Это признание ценно тем, что гарантируется настоящими профессионалами своего дела.

Во многих странах, аккредитация является общественной процедурой, что подчёркивает её демократические основы, так как не заставляет всех в обязательном порядке проходить эту процедуру. Но если специалист хочет быть настоящим профессионалом, то его должна признать таковым комиссияэкспертов в данной области. А комиссия экспертов в своей оценке опирается на базовые международные стандарты, которые признаны во всём мире.

Аккредитация является принятым явлением во всём мире, так как создаёт профессиональные сообщества с высоким уровнем качества. Качество работы не навязывается, а культивируется как глубокая человеческая ценность и культура в сфере образования и обслуживания. Аккредитованный специалист признаётся как профессионал высокого уровня и имеет ряд преимуществ и социальных защит в своей сфере деятельности. Казахстан включён в систему глобализации и развивается в сторону мировых стандартов. Общественное признание становится на свои крепкие основы и развитие признанных профессиональных сообществ, которые будут заниматься аккредитацией специалистов, – становится делом важным, ответственным и необходимым. Со временем общественное признание может перерасти и превратиться в обязательный государственный уровень. Так как аккредитация – это долгий путь, то мы практические психологи, можем вначале внедрить общественную (добровольную) аккредитацию и уже на её основе – внедрить государственную, обязательную!

Таким образом, процедура аккредитации является важной составляющей профессионального роста и признания практического психолога. И чем раньше практические психологи начнут включаться в систему профессиональной оценки, тем быстрее достигнут международных стандартов. Я надеюсь, что очень скоро все организации Казахстана при приёме на работу психолога будут требовать соответствующий уровень аккредитации от аккредитирующей организации!

Для оценки уровня работы практического психолога предлагаю опираться на четыре критерия оценки:

  1. Объём тренингового обучения (количество пройденных часов обучения в тренинговом формате);
  2. Количество пройденных часов практики с супервизией (в роли консультанта при участии специалиста более высокого уровня);
  3. Количество пройденных часов личной терапии (в качестве клиента);
  4. Общий стаж работы практическим психологом (количество лет).

Исходя из выше предложенных критериев оценки (аккредитации) предлагаю рассмотреть и принять пятиуровневую систему оценки уровня практического психолога в Казахстане:

Первый уровень – начальный: star

500 часов тренингового обучения (интенсивы, декадники, тренинги, курсы - дополнительно к высшему психологическому образованию). 10 часов личной терапии. Опыт работы – более 1 года.

Второй уровень – базовый: starstar

1000 часов тренингового обучения, 25 часов супервизии, 30 часов личной терапии. Опыт работы – более 3 лет.

Третий уровень – профессиональный: starstarstar

1500 часов тренингового обучения, 75 часов супервизии, 50 часов личной терапии. Опыт работы – более 5 лет.

Нужно иметь специализацию в одном или нескольких направлениях (например: детская психотерапия, гештальттерапия, другие направления и иметь соответствующие документы: дипломы, сертификаты.

Четвертый уровень – национальный: starstarstarstar

2500 часов тренингового обучения, 150 часов супервизии, 70 часов личной терапии. Опыт работы – более 10 лет.

Обязательное участие в международных сертифицируемых программах и в тренерской работе на республиканском уровне. Наличие публикаций и докладов.

Пятый уровень – международный: starstarstarstarstar

3500 часов тренингового обучения, 250 часов супервизии, 100 часов личной терапии. Опыт работы – более 15 лет.

Обязательное участие в международных сертифицируемых программах и в тренерской работе на международном уровне. Наличие публикаций и докладов международного уровня.

Критерии аккредитации разработал - Гребенников В.М., директор алматинского Центра психологии «Нагваль»

COMPANY

NEWS